Суббота, 16.12.2017, 06:29
Приветствую Вас Гость

ТРЕНИНГОВЫЙ ЦЕНТР
НОВЫЙ ОПЫТ

ЭНЕРГИЯ ДЛЯ ПЕРЕМЕН
Когда ты ничего не желаешь, много придет к тебе.

Главная | Регистрация | Вход | RSS
Каталог файлов
Главная » Файлы » Расстановки по Хеллингеру

Системно-семейные расстановки
01.03.2013, 10:47

Системно-семейные расстановки


Системные (семейные) расстановки - метод помогающей практики, введенный в широкое обращение немецким философом, богословом, психотерапевтом, духовным учителем Бертом Хеллингером (р. 1925). Метод был открыт (введен в обращение) примерно в начале 80-х годов.

Этот метод также называют «расстановки по Хеллингеру», «семейные расстановки», «системные семейные расстановки», «системно-феноменологический подход».

Семейные системы, Порядки любви и классические семейные расстановки

Классические семейные расстановки представляют собой работу терапевта по запросу клиента, которая производится в группе.

Основой классических семейных расстановок является представление о том, что запрос (проблема) клиента связана с нарушением так называемых Порядков в его семейной системе. Эти нарушения могут быть выявлены через работу участников группы и восстановлены через интервенции терапевта.

Семейные системы

В классическом представлении к семейной системе человека относятся люди, связанные с ним "отношениями жизни и смерти" - отношениями кровного родства или очень сильными отношениями, которые, возможно, повлияли на сохранение/лишение жизни членов семьи, её смысл. К семейной системе относятся как ныне живущие люди, так и умершие/нерожденные. К семейной системе люди относятся независимо от того, имеются ли у клиента сведения о них или даже о самом факте их существования когда-либо.

В общем случае к семейной системе клиента относятся[1]:

- биологические родители клиента (независимо от того, живы они или умерли, знал их клиент или не знал, был ли он зачат естественным путём или с использованием современных технологий оплодотворения);

- братья и сестры клиента: родные и неполнородные; живые, умершие, нерожденные (аборт, выкидыш); известные клиенту или нет;

- сексуальные партнеры, возлюбленные, супруги: независимо от того, зарегистрированы ли отношения, признаны ли они, насколько они длительны и длятся ли они на настоящий момент. Зачатие ребёнка соединяет его родителей в семейную систему независимо от характера отношений (в т.ч. краткосрочная связь или насилие, в т.ч. если ребёнок не был рожден);

- дети клиента: живые, умершие, нерожденные, усыновленные или отданные на усыновление, известные клиенту или нет;

- другие кровные родственники: дяди и тети, бабушки и дедушки, братья и сестры бабушек и дедушек, прабабушки и прадедушки и далее;

- люди, которые связаны с клиентом или другими членами его системы "отношениями жизни и смерти", например: тот, кто спас во время войны или в других угрожающих жизни обстоятельствах; тот, кто лишил жизни (например, виновник ДТП, убийца); тот, кто отдавал много заботы и участия (няня, учитель); тот, кто обеспечил жизнь (благотворитель); тот, кто лишил имущества (например, во времена раскулачивания) и др.

Эти правила отнесения к семейной системе не являются жёсткими и однозначными, они были выявлены Бертом Хеллингером и другими расстановщиками в процессе исследования того, как в расстановке проявляется запрос клиента через его взаимосвязь с другими людьми.

Порядки любви

В процессе исследования Бертом Хеллингером были сформулированы действующие в семейных системах законы - Порядки (часто называются также "Порядки любви" по названию первой книги Берта Хеллингера, где они были описаны).

Законов / Порядков любви три:

1. Закон принадлежности. Каждый член семейной системы имеет право на принадлежность к ней. Нарушение этого Порядка, т.е. исключение кого-либо из семейной системы приводит к тому, что другой член системы занимает его место, вынужденный повторять в некоторых деталях его судьбу и/или испытывая неясные ощущения "я не на своем месте". Под исключением понимается нежелание членов системы признавать полную принадлежность к ней других участников, например: "твой отец тебя знать не хочет, мы найдем тебе нового папу", "твой дедушка был летчик и погиб на задании" (дедушка сидел в тюрьме и там погиб), "был курортный роман, я даже не помню сейчас, как ее звали, она сказала что беременна и я дал денег на аборт".

2. Закон иерархии. Новая семейная система имеет приоритет перед старой. Например, вступление в брак создает новую семейную систему для ребёнка и эта система имеет приоритет перед его родительской системой. Нарушение этого Порядка (когда ребёнок остаётся в более сильной связи с родителями, чем с супругом и своими детьми) приводит к ослаблению и возможному распаду новой системы.

3. Закон баланса между брать и давать. Если один член системы что-то даёт другому члену системы (либо что-то отнимает), это должно быть адекватно уравновешено. Дисбаланс приводит к ослаблению или распаду взаимосвязей в этой части системы. Берт Хеллингер говорит о "положительном уравновешивании", когда в ответ на пользу другой человек делает тоже пользу "и еще чуть-чуть", и взаимоотношения укрепляются и расширяются. В "отрицательном уравновешивании" в ответ на ущерб "виновником" принимаются последствия этого ущерба "но чуть меньше", и тогда для отношений сохраняется возможность восстановления через исчерпание последствий ущебра.

Действие Порядков любви также не является жёстким и однозначным. Семейная система не анализируется на выполнение/невыполнение в ней этих порядков и логический поиск исключенных. Семейная система исследуется феноменологически, т.е. через расстановку и наблюдение того, что в ней проявляется.

Как происходит классическая расстановка

В процессе классической расстановки, после короткого описания запроса клиента, из группы выбираются участники в качестве заместителей членов семейной системы клиента. Выбор делает клиент или терапевт, состав членов системы для начальной расстановки выбирается терапевтом исходя из его опыта и представлений о том, кто именно мог бы быть связан с запросом клиента. В процессе расстановки состав участников может корректироваться.

Заместители располагаются в пространстве (расставляются) клиентом или терапевтом по интуитивному ощущению того, как могли бы быть выражены в пространстве взаимоотношения членов системы. В процессе начальной расстановки клиенту предлагается как можно меньше ориентироваться на то, что он думает о взаимоотношениях, но больше на то, как он интуитивно ощущает расположение фигур. Фигуры расставляются медленно и оставляются просто стоять в пространстве, без "театрального" выражения мимикой или позой их отношений.

Основой расстановочной техники является возникающее в этот момент заместительское восприятие [2]- заместитель члена системы начинает чувствовать то, что чувствует/чувствовал его прототип. Это могут быть как физические ощущения (боль в сердце, если у замещаемого участником дедушки клиента был инфаркт), так и эмоции (гнев, радость), а также образы и картины (рождение, убийство). Практически каждый человек может быть заместителем и воспринимать информацию о замещаемом человеке, но одни люди более чувствительны, другие менее, и опыт заместительской практики развивает заместительское восприятие.

Заместительское восприятие возникает в том числе и при полном отсутствии информации о замещаемом члене системы, как у самого заместителя, так и у клиента. Это позволяет говорить о поле - внешнем источнике информации о системах.

Заместительское восприятие и понятие поля на настоящий момент мало объяснены традиционной психотерапией и признанной наукой и часто вызывают критику и непонимание. Тем не менее, в расстановках уже накоплен обширный опыт подтверждений приходящей из поля информации.

После начальной расстановки фигур терапевт опрашивает заместителей об их чувствах и ощущениях, что позволяет ему составить представление о том, какие именно динамики (взаимоотношения, их история и их потенциальное развитие) присутствуют сейчас в системе клиента и как они могли бы быть связаны с запросом клиента. В зависимости от стиля ведения расстановки терапевт позволяет заместителям самим двигаться и вступать во взаимодействия, либо переставляет их сам и опрашивает.

Названные выше Порядки имеют своё пространственное выражение: например, маленькие дети стоят или сидят перед обоими родителями, стоящими рядом; супруги стоят рядом, братья и сестры стоят по старшинству справа налево (старший справа от остальных). Невозможность заместителей находиться в пространственном расположении Порядка означает, что какие-либо отношения в системе не урегулированы или не признаны, чувства не проявлены, возможно присутствует исключенный человек.

Расстановка продолжается через изменение в пространстве положений фигур, опроса заместителей об их чувствах, поиска контакта с исключенными фигурами и проявление происходящего через т.н. "разрешающие фразы". Разрешающие фразы и вся работа в целом направлены на "признание того, что есть" (Берт Хеллингер). Например, "папа, ты единственный отец для меня" (сын - отцу, с которым мать не разрешала видеться).

В процессе работы в той или иной степени удается восстановить Порядки, найти исключенных и прояснить отношения с ними. Это воспринимается заместителями через ощущения "своего места", ясности и гармонии. Заявленный запрос теряет актуальность либо проявляется смысл проблемной ситуации и понимание пути её разрешения. Прийти к удачному разрешению удается не во всех случаях, но как правило даже частичное движение к решению даёт клиенту импульс к новому пониманию ситуации. Действие расстановки приводит к изменениям взаимоотношений в семье клиента, в том числе в тех случаях, когда клиент не находится в прямом контакте с членами своей семьи. Нередки случаи внезапного нахождения документов, новой информации о предках, установления контакта с родственниками, с которыми давно потеряна связь.

В настоящее время теория и практика классических расстановок сохраняет свою актуальность, изучается и практикуется специалистами. При этом возникает все больше новых направлений терапевтической работы и духовной практики, основанных на заместительском восприятии и проявлении поля, и некоторые из них уже далеко отстоят от классических расстановок.

Расстановки по Берту Хеллингеру и духовные расстановки

К настоящему времени (2010 год) в развитии расстановок непосредственно Бертом Хеллингером можно выделить 5 этапов, на каждом из которых появлялся принципиально новый подход к ведению расстановок.[3]

1 этап (примерно до 1998 года) - классические порядковые расстановки. Заместители представляли участников семейной системы клиента, они располагались в пространстве статически, затем опрашивались и перемещались терапевтом до достижения "хорошего решения" - наиболее гармоничного состояния для большинства заместителей.

2 этап (примерно до 2001 года) - "движения души". Берт Хеллингер заметил, что если некоторым заместителям предоставить возможность самим передвигаться в пространстве расстановки, то они сами находят наиболее гармоничное положение, приводящее к "хорошему решению". Хеллингер трактовал это как движение души представляемого заместителем человека, которая чувствует направление гармоничного движения.

3 этап (с 2001 года) - "движения Духа". В одной из расстановок Берт Хеллингер позволил свободно двигаться всем заместителям, и общее движение заместителей показало развитие клиентской ситуации на уровне нескольких систем - семейной и бОльших (системы стран и национальных конфликтов). Некоторое время Берт Хеллингер называл общий источник системного движения, проявленного в расстановках Большой Душой. Позднее появился термин Spirit Mind (автор термина - Suzi Tucker), который не принято переводить на иностранные языки, и который обозначает источник движения "всего как оно есть", безотносительно к "морали" или "справедливости", "добру и злу" и иным оценочным понятиям. С этого момента можно считать, что появились духовные расстановки[4]. Это расстановки, признающие дух как движущую силу развития, и рассматривающие терапевта и группу лишь как пространство и инструмент для проявления духа. Духовные расстановки находятся в определённом противоречии с терапевтическими расстановками, в которых значительная роль отводится интервенциям терапевта, ставящим своей целью найти хорошее решение для клиента, решить его проблему. В духовных расстановках не используются такие понятия как "проблема" и "решение" - рассматривается клиентская ситуация и с помощью расстановки открывается пространство для её развития через свободное движение.

Новая "философия" расстановок отражается и на методологии: как правило, Хеллингер не спрашивает у клиента подробный запрос, а иногда и вовсе не спрашивает, какова должна быть тема работы. Работа идет в наиболее энергетически насыщенную на данный момент тему, которая ощущается ведущим в процессе особой сонастройки с клиентом. Хеллингер описывает это особое состояние расстановщика как "пустую середину", куда может извне прийти понимание правильного на данный момент действия. В начале развития духовных расстановок Хеллингер ставил всего одну или две ключевые фигуры и из их сильного концентрированного взаимодействия развивалось движение наиболее насыщенной клиентской темы. В дальнейшем количество фигур увеличивалось, и со временем они уже не всегда представляли конкретных членов семьи - фигуры добавлялись из ощущений энергетической целостности расстановочного поля, и часто они не назывались. В процессе работы клиент мог узнавать в этих фигурах конкретных людей или чувствовать их как знакомые, известные в его опыте понятия/явления.

4 этап (с апреля 2008 года) - многоуровневые расстановки (первая многоуровневая расстановка была сделана Бертом Хеллингером на Втором международном расстановочном лагере в г. Пихль, Австрия). В многоуровневых расстановках большая группа заместителей (10-20 и более человек) вводятся в поле расстановки без назначения ролей и отдаются свободному движению. Они не расставляются клиентом или ведущим в начальную позицию (могут быть выстроены в прямую или полукруг в зависимости от свободного места в зале), ведущий не применяет разрешающих интервенций. В таких расстановках заместители представляют собой несколько ролей одновременно, а также эти роли могут меняться последовательно, перетекая из одной в другую спонтанно. Некоторые роли могут оставаться "одноуровневыми" и узнаются клиентом как конкретные фигуры. В многоуровневой расстановке одновременно развиваются несколько системных динамик нескольких систем. Часто многоуровневая расстановка выходит на большие системы (страны, духовные движения, национальные конфликты), представляя их участников из нескольких конфликтующих сторон. Многоуровневые расстановки представляют собой не методологическое нововведение (расстановка большого количества заместителей без назначения ролей), а принципиальное изменение уровня рассмотрения темы - в нескольких системах одновременно. При недостаточной готовности ведущего, клиента, группы не происходит многоуровневой расстановки несмотря на методологически "правильное" начало.

5 этап (с ноября 2009 года) - т.н. "мертвые" расстановки (первая "мертвая" расстановка была сделана Бертом Хеллингером на Четвёртом международном расстановочном лагере в г. Пихль, Австрия). Если в предыдущих видах расстановок мертвые члены системы участвовали "как живые", т.е. находились во взаимодействии с живыми, к ним можно было обратиться и достичь разрешения в этом взаимодействии, то в "мертвых" расстановках мертвые люди остаются закрытыми от эмоционально насыщенного взаимодействия. Хеллингер говорит о достижении такого свойства уважения к мертвым, которое позволяет оставить их, не находиться с ними в "сцепке" и открыть тем самым для себя свободу в дальнейшей жизни. Это принципиальным образом меняет предыдущую расстановочную "философию", основанную на том, чтобы взаимодействовать с мертвыми, получив в этом взаимодействии "разрешение" проблемной ситуации. Методически "мертвые" расстановки также представляют собою введение в расстановочное поле нескольких заместителей без называния ролей - "это все мертвые, которые с тобой связаны". Иногда Берт Хеллингер использует предмет для обозначения линии между миром живых и миром мертвых. В "мертвых" расстановках очень "густая" энергия, мало движения и не происходит спонтанных "разрешений". Хеллингер работает в этих расстановках через опыт клиента от пребывания в "мертвом царстве", где распадаются эмоционально насыщенные контакты с мертвыми. Затем Хеллингер выводит клиента за пределы этого царства, и клиенту может быть открыт опыт продолжения жизни с памятью о мертвых, но без "сцепления".

Исследователи работы Берта Хеллингера трактуют развитие расстановок в основном не как развитие методологии, а как развитие уровня и свойства принятия клиентской системной ситуации. Если на начальных этапах принятие достигалось через исправление (выстраивание правильных порядков), то на позднейших этапах принятие рождается из перехода на уровни нескольких и бОльших (более высоких) систем. Для бОльших систем (в "пределе" - все человечество в единстве с божественным) теряет значение биполярность взаимодействий отдельных индивидов и их разделённость через мораль и оценочность. Испытанный в расстановке опыт неразделённости в большем клиент может "унести" в свою дальнейшую жизнь, в которой тоже может снижаться напряженность и разделение, на место которых приходит контакт и соединение.

Каждая конкретная расстановка не обязательно относится строго к одному из типов. Одна расстановка может развиваться в несколько этапов или одновременно включать в себя участки нескольких типов. Берт Хеллингер в настоящее время (2010) делает расстановки всех 5 разновидностей, в зависимости от клиентской ситуации и места работы.

Многоуровневые и мертвые расстановки Берт Хеллингер пока не делал в России.

Многообразие расстановочных технологий и областей применения

По мере развития системных расстановок они стали отходить от классических семейных расстановок как в технологических аспектах (как описывать и расставлять клиентские истории, как разрешать переплетение), так и, главное, в своей философии (понимании того, как связана клиентская история с прошлыми событиями, что означает эта связь и как к ней следует относиться).

Технологически возникли следующие направления в расстановках:

1) По способу описания клиентской ситуации.

Кроме описания ситуации через взаимодействие членов семьи, в современных системных расстановках используются следующие системные описания клиентских историй:

  • через взаимодействие других людей, не членов семьи. Строго говоря, эти люди появлялись и в классических семейных расстановках («и другие люди, связанные с членами семьи отношениями масштаба жизни и смерти»), но в данном случае речь идет, например, о людях, с которыми мы взаимодействуем по работе (начальник, коллега), в важных бытовых делах (строители дома, соседи), в социуме (мэр города, сотрудники социальных служб и др.)

Таким образом, заместительское восприятие дает доступ к информации о взаимодействиях не только членов семьи,но обо всех значимых сейчас взаимодействиях.

Возможность рассмотрения ситуаций, связанных с профессиональными отношениями, привела к образованию целого направления в расстановках: организационные расстановки (орграсстановки). Орграсстановки или бизнес-расстановки[5] рассматривают ситуации, связанные с вопросами бизнеса, профессии, финансов, реализации.

  • через агрегированные фигуры. Такие как Сотрудники (единой фигурой), Немцы (фашисты), Русские, Москвичи. Оказалось доступным заместительское восприятие больших сообществ и их общих движений.
  • через материальные объекты. Такие фигуры, как Дом, Квартира, Земля, Прибыль, Деньги также могут быть выставлены в расстановках.
  • через абстрактные фигуры. В расстановку могут быть введены такие фигуры, как Страх, Боль, Гнев (состояния и чувства человека), орган тела, его болезнь или симптом (Печень, Цирроз, Головокружение), субличности или внутренние части (я-маленький и я-взрослый, я-который-боюсь и я-который-преодолеваю-страх), экзистенциальные фигуры (Судьба, Предназначение, Женственность).

Возможность работы с симптомами телесных состояний и болезней привела к возникновению такого направления в расстановках, как т.н. симптомные расстановки.

Использование целостных структур, построенных из абстрактных элементов, исследуется в структурных расстановках. Заимствование структур из других методов и подходов открывает пути к сотрудничеству с другими направлениями. Например, такая структура, как Я-ребенок, Я-взрослый и Я-родитель взята из транзактного анализа и может быть исследована через расстановку ее составляющих.

Активно развиваются расстановки с картами Таро, астрологические расстановки и другие расстановки, использующие древние и эзотерические системы.

  • через свободные элементы. В расстановку могут вводиться не названные фигуры, т.н. свободные элементы. Они воспринимают роль «из пространства», непосредственно открываясь приходящему из поля.

При этом следует различать действительно свободные элементы (не имеющие никакого наименования) и элементы, не названные вслух. Все вышеперечисленные элементы могут быть введены в расстановку без называния вслух, через внутренний настрой или безмолвную формулировку расстановщика.

Иногда такой свободный заместитель транслирует несколько ролей одновременно. Такое заместительствование называется многоуровневым.

2) По способу репрезентации (заместительствования) элементов расстановки

Если в классической расстановке заместительствовали всегда люди (участники группы), то в дальнейшем появились еще другие технологии заместительствования:

  • предметами большими и малыми, фигурками, любым подручным инвентарем, а также разметкой пространства (т.н. напольными якорями, обозначающими место той или иной фигуры, линиями, веревками и т.п.)

В качестве отдельного направления в расстановках выделились расстановки с фигурками и предметами.

  • в воображении (расстановщика и клиента одновременно или асинхронно). Расстановка может быть сделана без физической репрезентации элементов системы вообще.

Расстановки в воображении – отдельное направление в методе системных расстановок.

3) По способу предъявления расстановки клиенту.

В классических расстановках клиент присутствовал непосредственно на группе. В дальнейшем в расстановках стали использоваться и другие способы участия клиента в своей расстановке:

  • с использованием средств телекоммуникации: система обмена сообщениями (чат), электронная почта, видео, телефон, фото. Используются такие системы связи, как ICQ, Skype и др. Клиент может участвовать в расстановке как онлайн (быть на связи непосредственно в момент расстановки), так и оффлайн (получить отчет или запись о расстановке после ее проведения).
  • без средств связи, т.е. в воображении (в бессознательном). На практике было выявлено, что расстановка, сделанная в отсутствие клиента, о которой он даже не получил отчета или информации, действует аналогично классической расстановке.

Следует отметить, что все эти технологии расстановок не являются взаимоисключающими. Симптомная расстановка может быть структурной и семейной одновременно, сделанная в группе и с использованием фигурок в одной работе. Сочетание технологий определяется творческим потенциалом и квалификацией расстановщика, которые он применяет адекватно клиентской ситуации и условиям работы.

Принятое в России разделение расстановок на «семейные, организационные, структурные, симптомные, духовные» является некорректным, т.к. описывает в одном ряду различные технологии расстановок, которые не исключают друг друга. Духовные расстановки являются отдельным философским направлением в расстановках, в котором также могут использоваться самые разные технологии.

Многие из вышеперечисленных расстановочных технологий, в строгом смысле слова, не являются «расстановками по Хеллингеру». Например, Берт Хеллингер не практикует расстановки с фигурками и предметами, дистанционные расстановки. В настоящее время (2011 год) Хеллингер работает в больших группах, придерживаясь философии духовных расстановок и технологии свободного (многоуровневого) заместительствования, а также классических семейных расстановок. Также Хеллингер активно работает в технологии расстановок в воображении, которые он называет медитации.

Предшественники расстановок в психотерапии и духовной практике

Предшественники в психотерапии

Метод семейной системной расстановки Берта Хеллингера вырос на базе нескольких направлений психологического консультирования. Это скрипт-анализ Эрика Берна, первичная терапия Артура Янова, семейная психотерапия и ряд других.

Впервые Хеллингер сделал предположение о том, что большинство психических и психосоматических расстройств связаны с системно-семейной динамикой, когда занимался скрипт-анализом. Во время одной из консультаций с клиентом, которого с самого детства волновала трагедия «Отелло», Хеллингер понял, что именно такие чувства не могут возникнуть у маленького ребёнка. Когда клиент рассказал, что его дядя из ревности убил любовника своей жены, то Хеллингеру стало ясно, что следует проводить различие между скриптами, которые связаны с собственными переживаниями, и скриптами, которые связаны с перенятыми чувствами. Такую же динамику он проследил, работая в рамках первичной терапии. Одна из его клиенток очень плохо относилась к собственному мужу, не имея на то личных причин.

Рассмотрим более подробно основные положения скрипт-анализа Берна и первичной терапии Янова. Что касается теории Берна, то здесь мы можем выделить транзактный анализ – анализ взаимодействий между людьми, структурный анализ – анализ эго-состояний, анализ игр и скрипт-анализ – анализ жизненных сценариев. Что касается сценарного анализа, то Берн говорил, что все люди живут в соответствии со своим жизненным сценарием. Под этим он понимал некий предсознательный план жизни, который формируется в детстве и продолжает оказывать влияние на нашу взрослую жизнь. Скрипт формируется на базе родительского программирования и наших ответных реакций на родительские программы. Также на формирование скрипта влияет некая литературная история – сказка и т.п. Механизм передачи скриптов от родителей к детям позже был описан учеником Берна – Стайнером, который разработал концепцию сценарных матриц.

Первичная терапия Артура Янова появилась в 60-х годах XX века. Основные положения этого подхода заключаются в следующем: базовой потребностью ребёнка является потребность в принятии и уважении. Но в нашей культуре вместо любви, человек зачастую получает обиды и оскорбления. Выражение злости по отношению к родителям запрещено. В результате, она подавляется, что ведет к усилению травматичности нашего опыта. К 5-7 годам эта боль становится нестерпимой, и ребёнок принимает решение «исказить себя так, чтобы родители могли полюбить его». Этот процесс называется «замораживанием боли». Подавленная боль выражается в виде телесных симптомов – заикание, поверхностное дыхание, напряжение мышц и т.п. Первичная боль снимается механизмами психологической защиты. В частности, нам помогает в этом такое образование, как характер. Таким образом, человек живёт не в реальном, а символичном мире. Боль из прошлого воздействует на наше настоящее. Чтобы изменить это, нужно разрядить эту первичную травму. Для этого её нужно прожить заново. Происходит катарсическая разрядка, осознание и включение этого опыта в личность человека. Теоретические посылки первичной терапии были подтверждены исследованиями, которые проводились в Копенгагенском и Калифорнийском университетах. (Бурлачук, Кочарян, Жидко Психотерапия. Учебник для вузов.)

Благодаря первичной терапии, Хеллингер понял, что все сильные чувства клиента маскируют другие чувства, а именно – первоначальную любовь к матери и отцу. При расставании или обиде эта детская любовь превращается в боль. И она может быть такой сильной, что человек никогда не захочет испытывать её снова. Эта боль – другая сторона любви. Этот тезис подтверждают научные работы Джона Боулби и Мэри Эйнсворт. Боулби, например, заметил, что при длительном расставании ребёнка с матерью, это плохо отражается на психическом состоянии дитя. При этом малыш проходит четыре стадии: оцепенение; тоску и поиск матери; дезорганизацию и отчаяние; реорганизацию. Впоследствии эта разлука может привести к сложностям при формировании привязанности уже во взрослой жизни. Также близко к этим открытиям стоит подход Ирены Прекоп – удерживающая терапия. Он применяется для работы с «прерванным движением любви».

Следующее направление, которое повлияло на метод семейных расстановок – это семейная психотерапия. Этот метод помог Хеллингеру осознать системную обусловленность многих проблем его клиентов.

В индивидуальной терапии есть представление о человеке как о независимой единице. По меткому выражению Николса и Шварца – «в том числе и от собственной семьи». Семейная терапия смотрит на семью в целом. Рассматриваются как члены семьи, так и отношения между ними. Одним из значимых вкладов в семейную терапию стал системный подход.

Системный взгляд подразумевает, что

1. Семья как система – больше, чем просто сумма её частей

2. При влиянии на семью в целом, происходит влияние на каждый элемент внутри неё

3. Изменение в одной части системы влияют на всю систему, а также на части, из которых она состоит.


К идее о том, что в семейной системе есть потребность в уравновешивании сил, Хеллингера подтолкнула книга Бузормени-Надя «Невидимые связи». (Boszormenyi-Nagy) Одним из основных понятий этой теории, является лояльность. Люди внутренне лояльны группе, которой они принадлежат. Существует также понятие семейной справедливости. Она соблюдается, если члены семьи соблюдают баланс – равновесие между тем, что получено и отдано. Баланс касается и отношений между родителями и детьми. Способ заплатить тут – трансгенерационный, все то, что мы получаем от наших родителей, мы передаем дальше, своим детям. В концепции Бузормени-Надя есть и понятие парентификации. Это ситуация, в которой дети становятся «родителями» для своих родителей. В своем роде это переворачивание базовых ценностей.

Хеллингер расширил предположение Бузормени-Надя об уравновешивании в семье. В результате он пришёл к выводу об уравновешивании не только на инстинктивном уровне, но и на уровне «порядков любви».

К первопроходцам расстановок можно отнести и метод «семейной скульптуры» Вирджинии Сатир. Свагито Р. Либермайстер указывает, что «для своего нового метода Хеллингер перенял и модифицировал некоторые элементы психодрамы, первоначально разработанные Якобом Морено, а также элементы семейной скульптуры Вирджинии Сатир». В этой технике терапевт предлагает клиентам сделать живой скульптурный портрет, расставив членов семьи в пространстве. Свагито Либермайстер пишет, что именно в группе Сатир был открыт феномен замещающего восприятия. Один из членов семьи не смог присутствовать на занятии. И его заменили посторонним человеком. Тогда и обнаружилось, что посторонний может испытывать чувства реального члена семьи.

Хеллингер не говорит о связях семейных системных расстановок с психодрамой. Однако, некоторые психодраматисты рассматривают его метод как разновидность психодрамы. В частности, на это указывает Елена Лопухина. «Это же во многом близкий к психодраме метод, фактически та же самая психодрама – немножко под другим соусом!» Действительно, по форме проведения классические расстановки и психодрама похожи. Но в расстановках движения заместителей – это процесс следования динамике системы. А в психодраме, все происходящие действия задаются самим клиентом за счёт того, что он по-очередно играет все роли в своей работе и показывает "помогающим ему участникам группы" как и что делать[6].

Феноменологическая часть подхода. Кратко эту часть можно описать как признание тех феноменов, которые есть, без предварительно анализа, концепций и оценок. Феноменологический подход развивал Эдмонд Гуссерль. Также его позже можно найти у таких учёных как Хайдеггер, Бисвангер, Роджерс, Ялом, Франкл и ряд других. Хеллингер полагается не на априорные схемы, а на контакт, встречу клиента с некой реальностью, проявляющейся в расстановке «здесь и сейчас».

«Я исхожу из того, что подлинное сосредоточение на происходящих во время расстановки событиях позволяет каждому участнику самому делать все необходимое, поскольку «неаприорная работа» всегда обладает неоспоримой убедительностью истинной реальности».

Также на становление данного метода консультирования повлияли работы известного психотерапевта Милтона Эриксона. Под влиянием его идей, Хеллингер стал использовать такую форму работы как терапевтические метафоры. Это некие рассказы, которые терапевт может использовать, когда нужно разрядить обстановку или привлечь внимание клиента к какой-нибудь детали. На практику семейной системной расстановки также повлиял и Фрэнк Фарелли. Он использовал провокативную терапию. В соответствии с ней терапевту приходится идти «до самых границ, до экстремальной точки». Эти идеи иногда используются в данном методе консультирования.

Примечания

Ссылки


Статья подготовлена по материалам Википедии http://ru.wikipedia.org



Категория: Расстановки по Хеллингеру | Добавил: Evita
Просмотров: 1744 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Яндекс.Метрика

Всего комментариев: 1
1  
Это отличный способ осознания и решения проблем, которые для нас порой незаметны. Делюсь своим опытом https://goal-life.com/page/method/rasstanovki-po-helingeru-otziv, и рекомендую каждому попробовать этот метод на себе, даже если вы в это не верите.

Имя *:
Email *:
Код *:

Самое интересное






Поиск




НАШИ ПАРТНЕРЫ

Гильдия Психологов, Психотерапевтов и Тренеров им. В. А. Ананьева (Санкт-Петербург)

Семейный центр "ДАР" (Екатеринбург)

Copyright MyCorp © 2017 | Хостинг от uCoz