Суббота, 24.02.2018, 14:40
Приветствую Вас Гость

ТРЕНИНГОВЫЙ ЦЕНТР
НОВЫЙ ОПЫТ

ЭНЕРГИЯ ДЛЯ ПЕРЕМЕН
Сдайся жизни. Позволь жизни себя вести, не пытайся вести жизнь. Не пытайся манипулировать жизнью и контролировать ее... Пусть жизнь владеет тобой. Дай жизни полную власть и будь с ней.

Лао-Цзы


Главная | Регистрация | Вход | RSS
Каталог файлов
Главная » Файлы » Дети и подростки

ПООЩРЕНИЕ ИЛИ НАКАЗАНИЕ?
26.12.2013, 22:21
ПООЩРЕНИЕ ИЛИ НАКАЗАНИЕ? 

Этот материал я подготовила в качестве реферата по предмету "Педагогическая психология". Изначально была идея понять все плюсы-минусы "кнута" и "пряника". В процессе работы оказалось, что не одна я пытаюсь это понять - исследований очень много, порой - противоречивых. Постепенно родилось сравнительное описание методов поощрения и наказания в процессе воспитания детей и подростков. Для более полной картины я сравнивала методы в пяти ракурсах.

1. Виды и формы

Поощрение
Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям и воспитателям не повторяться при их выборе: ласковый взгляд, поощрительный, легкий кивок головы, одобряющий жест, доброе слово, похвала, объявление благодарности учителем, приказом по школе, награждение, билетами в театр, путевками на экскурсию и т. п., поручение почетных обязанностей, предоставление дополнительных прав, присвоением различных почетных званий, присуждение почетного места в соревновании, различные коллективные и индивидуальные награды, вынесение благодарности, вручение книги с дарственной надписью, награждение грамотой, дипломом, поощрения в виде подарков в семье, различные выставки лучших работ детей: рисунков, сочинений, поделок разного рода (моделей, приборов, наглядных пособий и прочее). Важно, чтобы поощрение победителей соревнований, конкурсов, олимпиад или других акций производилось в торжественной обстановке: на линейке или сборе, в школьном зале и т. п.

Наказание
В социуме применяются различные формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию: вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т. п.); материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии); социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой); лишение свободы; физическое наказание. В отношении детей и подростков для демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к проступкам уместно использовать: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово, выражение разочарования и т. д.
К наказаниям относят также: объявление замечания, выговора, замечание учителя (в вежливой, но официальной категорической форме, осуществляется обычно с помощью прямого непосредственного требования), требование ученику встать у парты или выйти из класса (лишь в случае явного, демонстративного неподчинения ученика требованиям учителя, вызывающего и оскорбительного поведения ученика - данное наказание необходимо, независимо от конкретной ситуации, завершить уже после урока). Весьма серьезные меры наказания – выговор, объявление устного замечания, дисциплинарная запись в дневник и, как крайняя мера – исключение из школы.
Поручение дополнительных трудовых обязанностей (наряд), отстранение на какое-то время от работы, занятия, общего дела (если наказанный этим занятием дорожит). Отсрочка ожидаемого поощрения, например, покупка велосипеда (но не отмена ранее данного обещания его купить) и др.

2. Преимущества и положительные эффекты применения

Поощрение
Поощрение (если оно применено правильно) дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как чувство собственного достоинства, доброжелательность, дисциплинированность, ответственность, чуткость и т. д.
Если похвалить ребенка за хорошее поведение вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать похвалу.

Наказание
Негативная мотивация, в том числе и наказание, — достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности. Нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность. А. С. Макаренко правильно указывал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

3. Отрицательные последствия и эффекты применения

Поощрение
Чрезмерное заласкивание, захваливание, «подкуп» подарками и другими не адекватными ситуации поощрениями порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. "Похвала так же бьет в лицо, как яркое солнце, и так же сильно слепит, - пишет Х. Дж. Джайнот, - Похвала обладает свойством наркотика: получив ее порцию, хочется еще и еще. Поэтому следует воздержаться от поощрения где это возможно”.

Наказание
Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия. Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.
Учитывая психологический риск, связанный с применением наказания, Алан Фром предлагает заменить его:
- Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
- Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.
- Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, чем он занят сейчас.
- Неторопливостью. Подождите, пока поступок повторится.
- Поощрением.

4. Правила эффективного использования

Поощрение
• Поощряя, важно «вызвать» у ребенка и подростка чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями.
• Правило нужного момента, или точка бифуркации. Момент (точка) бифуркации — когда человек колеблется, решает, сделать то или иное. Когда человек легко может сделать как один, так и другой выбор. Тогда малейшее подталкивание в нужную сторону дает эффект.
• Инициативу поддерживать, а не гасить. Подчеркивать успехи, а не ошибки. Чтобы дети верили в себя, развивались и экспериментировали, необходимо подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.
• Формирование нужного поведения. Иметь четкую цель, знать — какое нужное поведение хочет выработать воспитатель.
• Замечать даже маленький успех — и обязательно радоваться ему.
• Родителю необходимо:
- как можно чаще улыбаться своему ребёнку.
- поощрять ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время выполнения какого – либо задания, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
- словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.
- использовать чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
- формировать в семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления.
- учить ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
- дарить ребенку подарки не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.
- если ребенок поощряться деньгами, знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.
- использовать поощрение деньгами и разрешать ребенку иметь карманные деньги, чтобы научить ребенка ими пользоваться разумно.
- не анализировать никогда с ребенком стоимость и ценность подарков, полученных им от других людей. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
- научить ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.
- чтобы отметить успехи или правильное поведение ребенка, вместо открытой похвалы лучше всего просто выразить ему свое чувство, используя местоимения "я", «мне» вместо «ты».
- поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребёнка.

Наказание
• Осуждать проступок, поддерживать личность. Проступки детей можно осуждать (отрицательно подкреплять), но сам ребенок, как личность, пусть всегда получает поддержку. Стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребёнка, не оскорбляло его человеческое достоинство.
• Лаконичность и доброжелательность. Порицание нужно делать кратко, ясно, твёрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.
• Соразмерность и справедливость. Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность.
• Родителю необходимо помнить:
- взрослый может ошибаться
- нужно иметь мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно
- наказывать нужно как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно
- наказание не должно восприниматься ребёнком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчёркивается, что наказывается поступок, а не личность. Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
- после наказания проступок должен быть «предан забвению». О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и наказании
- необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребёнка, а вследствие своего большого количества даже не могут быть приведены в исполнение
- наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок заявляет, что он готов в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок
- каждое наказание нужно строго индивидуализировать.

Если выбранный способ обучения не работает раз за разом — воздержаться от наказаний. Лучше сменить способ обучения!
Пресекая нежелательное действие наказанием, обязательно продемонстрировать или назвать желательное действие, представить альтернативное поведение и его последствия для воспитанника.

5. Техника безопасности - что и как рекомендуется не использовать

Поощрение
• То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения.
• Не поощрять за то, что дано от природы (ум, здоровье, т. д.), за то, что достигнуто не своими усилиями, не своей работой, больше двух раз за одно и то же, из жалости, из-за желания понравиться.
• Однообразие и чрезмерно частое использование малоэффективны. Адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приёмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребёнка. При частом повторении поощрения перестают служить стимулом дисциплинирования - дети привыкают к ним и не ценят поощрения.
• Рекомендация - не хвалить ребенка. Учитывать тонкое, но важное различие между похвалой и поощрением, или похвалой и одобрением. В похвале есть всегда элемент оценки: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная)!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем». Когда родитель часто хвалит, ребенок скоро начинает понимать: 1) где похвала, там и выговор, хваля в одних случаях, его осудят в других; 2) ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее; 3) ребенок может заподозрить, что вы неискренни, то есть хвалите его из каких то своих соображений.

Наказание
• Физические наказания, связанные с болевыми ощущениями, приводят к срыву тормозных процессов коры и «буйству» безусловного оборонительного рефлекса, проявляющегося в чувстве страха. Именно этим, а не тем, что наказываемый ребенок будто бы «понял свою ошибку», объясняется его крик: «Простите, я больше не буду!» «Под влиянием болевого сигнала перестраивается работа всех органов организма, - отмечает Б.Ф. Ломов, - что приводит к повышению его реактивности. Особо следует отметить повышение тонуса скелетной мускулатуры, сократимости и возбудимости мышц, а также увеличение чувствительности всех анализаторов. Это обеспечивает быстроту оборонительных реакций и большую, чем обычно, предусмотрительность поведения». Физическое наказание создает иллюзию разрешения конфликта: ребенок, до этого долго упрямившийся, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет все признаки покорности и послушания. Родителям в этих случаях невдомек, что сознание ребенка, все нормальные его связи с внешним миром нарушены и его языком с ними говорит инстинкт самосохранения, животная эмоция страха. При определенных условиях внешней реакцией на использование физического наказания может стать полное безразличие, являющееся, однако, признаком серьезных сдвигов нервных процессов в сторону патологии.
• Критика, выговоры, обвинения. «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!..». Такие выссказывания вызывают у детей либо активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка; он начинает думать, что он и в самом деле плохой, безвольный, безнадежный, что он неудачник. А низкая самооценка порождает новые проблемы.
• Обзывание, высмеивание: «Плакса вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй!» Все это — лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются
• Авторитарные методы воздействия, такие как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань. Чем чаще использовать, тем меньше влияние на поведение детей, особенно если при этом взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или впадают в истерику – наказание не достигает цели.
• Нельзя в качестве меры наказания лишать ребенка прогулки, еды, того, что необходимо ему для нормального развития. Наказания, связанные с теми или иными ограничениями, лишениями, приемлемы в основном лишь в отношении дошкольников и младших школьников.
• Совершенно недопустимо наказание ученика двойкой по предмету за какие-либо нарушения дисциплины. Оценка – это показатель знаний и умений ученика, а не мера наказания за отклонение поведение.
• Практика систематического поощрения одной постоянной группы воспитанников и наказания другой может привести к нарушению коллективных связей, к образованию обособленных группировок «любимчиков» и «неугодных», а также к обесценивании мер поощрения и наказания.
• Делать замечание учащимся в оскорбительной, бранной форме недопустимо.
• Чересчур строго наказывать детей за проявления шалости, озорства, любознательности, адекватные их возрастным психологическим особенностям, особенно у мальчиков. Не стоит использовать ученический дневник в качестве повседневной «жалобной книги» воспитателя, адресованной родителям.
• Ошибочным является наказание за не преднамеренный, случайной поступок, который не привел к каким-либо тяжелым последствиям, если к такому же сам провинившийся признает неправильность своего поведения и обещает исправиться.

© Елена Татаринова 2012
Категория: Дети и подростки | Добавил: Evita
Просмотров: 1540 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Яндекс.Метрика

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Самое интересное






Поиск




НАШИ ПАРТНЕРЫ

Гильдия Психологов, Психотерапевтов и Тренеров им. В. А. Ананьева (Санкт-Петербург)

Семейный центр "ДАР" (Екатеринбург)

Copyright MyCorp © 2018 | Хостинг от uCoz